СИНИЙ ТРОЛЛЕЙБУС (история троллейбуса за 26 минут)

Для нас троллейбус неразрывно связан с прекрасными кадрами утренней Москвы из фильма Хуциева «Июльский дождь» и песней Окуджавы. (Есть фрагмент игрового фильма, где он поёт эту песню в ночном троллейбусе). Но история троллейбуса началась в Европе и Америке в самом начале XX века. В Москве идея постройки троллейбусной линии впервые была высказана в 1924 г., но к ее реализации приступили лишь спустя 9 лет.

Инициатором введения троллейбусного сообщения стал Лазарь Каганович. Для первой линии сначала хотели приобрести немецкие троллейбусы, но из-за нехватки валюты поручили отечественным заводам проектирование и строительство двух первых опытных советских троллейбусов, которые получили индекс "ЛК" (Лазарь Каганович). Он мог развивать максимальную скорость до 50 км/ч. В салоне имелось 37 мягких кресел для сидения, зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа; под сиденьями установили электропечки. Двери открывались вручную: передние - водителем, задние - кондуктором. Вдоль Ленинградского шоссе от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе смонтировали троллейбусную линию длиной 7,5 км. Регулярное движение единственного троллейбуса началось 15 ноября 1933 года. Средняя скорость движения составляла 36 км/ч, всю линию машина преодолевала за 30 минут. Так была открыта первая в Москве и в СССР троллейбусная линия.

В январе 1934 года первую линию от Тверской заставы продлили в центр по Тверской улице до площади Революции; а в декабре закончили постройку второй линии по Арбату до Дорогомиловской заставы. В конце этого года по обоим маршрутам курсировали 36 машин серии ЛК. В 1935 году на Ленинградском шоссе открыли большой гараж, куда были переведены все троллейбусы. В ноябре этого года ввели в эксплуатацию третью троллейбусную линию. В 1936 году, в связи со снятием трамвая с северной части Садового кольца, началось движение троллейбусов по новой линии "Б" ("Букашка"). В большинстве случаев троллейбусные линии прокладывались по улицам, где перед этим уже были сняты трамвайные пути, и таким образом троллейбус заменял трамвай.

Летом 1937 г. из Англии выписали два трехосных троллейбуса фирмы EEC (один из них - двухэтажный). С 1 сентября 1937 г. «англичанин» стал курсировать по «первому» маршруту. По образцу этой машины Ярославский завод в 1938 -1939 годах выпустил 10 советских двухэтажных троллейбусов, которые были пущены летом 1939 г. при открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки: из центра города до территории выставки. Двухэтажные машины курсировали только по этим двум маршрутам.

С началом войны троллейбус превратился в основной вид городского транспорта в центре города, так как почти все автобусы были реквизированы для военных целей. Также, из-за нехватки грузовых автомобилей часть старых, изношенных троллейбусов переоборудовали в грузовые. Грузовые троллейбусы во время войны перевозили дрова, уголь, овощи, муку, хлеб, военные грузы (из речных портов и с железнодорожных станций на склады и в магазины). Для восстановления изношенных машин в начале был создан троллейбусный ремонтный завод, который приступил к их капитальному ремонту (первым отремонтировали в июне 1946 г. двухэтажный троллейбус, который бегал по улице Горького до 1953 г.).

Тем временем, Тушинский авиазавод N 82 выпустил в начале 1946 года первый цельнометаллический троллейбус МТБ-82 (московский троллейбус, завод N 82), который вышел на улицу Горького уже в феврале. С 1947 года эта модель пошла в серийное производство (всего в 1946 -1950 гг. для Москвы изготовили 510 таких троллейбусов). Это был тот «синий троллейбус» из песни Окуджавы. Теперь он стоит на постаменте в 1-м парке.

В связи со снятием трамвайных линий на центральных улицах города новые троллейбусные маршруты заменили их. Когда началось массового жилищного строительства на городских окраинах в середине 1950-х годов, туда стали прокладываться также новые троллейбусные маршруты. Общая длина троллейбусной сети достигла 1253 км и уже с 1961 года являлась самой протяженной в мире.

В 1970-80-е годы были проложены новые линии во вновь строившиеся отдаленные жилые массивы. Последние новые линии были введены в строй в 1990 году. В последующие годы маршруты только закрывались. Однако, 1990-е годы, помимо застоя развития в Москве, стали временем рождения новых троллейбусных систем в ближайшем Подмосковье. В 1996 открылось троллейбусное сообщение в городах Химки, Видное, Подольск.

В 1997 году начались испытания троллейбуса Икарус-280Т, собранного на Тушинском машиностроительном заводе из венгерских комплектующих. В это время в Москве действовали 85 троллейбусных маршрутов общей протяженностью 1273 км. Если в 1950-е годы троллейбус перевозил 21% пассажиров, это был максимум для троллейбуса, то, начиная с 1970-х годов, эта доля стала быстро сокращаться: 17%; 15%; 14%; наконец 9% в 1996 году.

Несмотря на этот общий спад, Москва имеет до сих пор крупнейшее в мире троллейбусное хозяйство, троллейбусы ежедневно перевозят москвичей и гостей столицы по главным радиальным магистралям города.

Познакомься с автором цикла

Главная страница сайта

Работа на заказ

Напишите автору



Hosted by uCoz